Возведение зданий из монолитного железобетона процесс сложный и технологичный. Основная идея этого процесса заключается в том, что на месте будущего сооружения возводится опалубка, являющаяся формой, в которую помещают арматуру и заливают бетон. В отличие от крупнопанельной технологии, монолитная не требует широкого использования тяжелой техники, такой как подъемные краны и т.д. В случае возведения железобетонного сооружения используются бетононасосы, которые подают бетонную смесь в опалубку, где бетон уплотняется и твердеет естественным образом.
Основным преимуществом монолитного вида строительства является возможность выполнения нестандартных элементов конструкции, получение стен и потолков любых требуемых размеров, возведения конструкций сложной геометрической формы, что позволяет создавать здания уникальной формы и достигать максимального удобства и функциональности.
Монолитные конструкции имеют ровные стены без швов, поэтому отпадают проблем с герметизацией стыков. Это позволяет снизить затраты на дальнейшие ремонтные и отделочные работы.
Технология монолитного строительства включает в себя:
1. Подготовительные работы, которые включают изготовление бетонной смеси, сооружение опалубки и арматурного каркаса.
2. Работы по строительству – закрепление арматурного каркаса и опалубки, подача товарной бетонной смеси, демонтаж опалубочной системы.
Существует масса конструкций опалубочных систем. Материалом для них может служить стальные и алюминиевые сплавы, ламинированная фанера, различные пластики.
При использовании в качестве палубного материала ламинированной фанеры или пластика количество циклов опалубки может достигать 60, при этом качество бетонной поверхности будет выше за счет гладкой поверхности опалубки. При использовании ламинированной фанеры WISA FORM, производства ООО «ЮПМ Кюммене Чудово», можно достичь оборачиваемости в 100 циклов. Если не планируется использовать опалубку более 3-4 циклов, то самым лучшим вариантом будет использовать для палубы фанеру фсф или фанеру повышенной водостойкости. Использование фанеры фсф значительно сократит бюджет, а за 3-4 оборота материал не успеет прийти в негодность от воздействия влаги.
Наиболее прочной, долговечной и функциональной является стальная опалубка. В ней применяется сталь толщиной 3-6мм, и естественно элементы опалубочной системы будут иметь очень большой вес. Опалубочная сталь гальванизируется или оцинковывается, что дает ровную поверхность бетона и облегчает очищение поверхности при разборке опалубки.
Последнее время широкое применение находит пластиковая опалубка. Преимуществами таких систем являются небольшой вес, высокая износостойкость (до 500 оборотов), отсутствие адгезии пластика и бетона, стабильность формы вне зависимости от воздействия влаги. Недостатком пластиковой опалубки можно назвать отсутствие стойкости к высокой температуре. При температуре выше 50 С может быть нарушена геометрическая форма опалубочного щита.
В нашей стране наиболее массово применяются опалубочные системы с использованием ламинированной фанеры. Такие системы имеют наилучшее соотношение «цена-качество». Обычная опалубочная ламинированная фанера имеет толщину 18 мм или 21мм и плотность облицовочной пленки 120г/м2. В целях улучшения износостойкости фанера может быть облицована пленкой, плотностью 220г/м2.